Твори, мечтай, воплощай

Территория тьютора

Ресоциализация и социальная адаптация подростков посредством изучения народных росписей

Сентябрь17

Выступление на семинаре 

Работа ученика 8 класса Ильи С.Библейское выражение гласит: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Это означает, что еще в древности людям были близки принципы гуманистической психологии – каждая личность неповторима и уникальна, каждый человек имеет право на существование и на самореализацию.

Стремление человека к самореализации заложено природой, и подросток проявляется в социальных процессах, а его развитие определяется усвоением опыта, даже если он и отрицательный. Наша задача как педагогов, сделать так, чтобы положительного опыта в жизни детей было как можно больше, а отрицательного – меньше. Критерием социальной адаптации ребенка является направленность его личности на познание того, что помогает, а не мешает ему жить среди людей и для людей.

Социальная адаптация – это процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий, в которых она, личность, способна выстраивать новые психологические или социальные микроотношения. Как у детей, получивших воспитание и образование в интернате, так и у подростков, оказавшихся в исправительной колонии, с этим зачастую возникают проблемы.

Способствовать социализации и социальной адаптации ребенка можно разными способами. В том числе и с позиций развития творческих способностей. Ведь социальную адаптацию следует рассматривать в контексте потребностей человека, в том числе и культурных, духовных.

Культурная, этническая адаптация – это знания и умения в области мировой культуры и культуры своего народа, осознание своей этнической принадлежности и уважительное отношение к культурным и этическим особенностям других народов.

Усвоение социального, исторически сложившегося опыта, согласно трудам Л.С.Выготского и А.Н. Леонтьева, происходит в деятельности. Поэтому неслучайно в нашей школе большое внимание уделяется освоению подростками разных видов деятельности, в том числе и творческой. Учащиеся посещают различные факультативы и кружки по интересам. Каждый находит для себя что-то интересное и может освоить новый для себя вид деятельности, реализовать свой творческий потенциал, о существовании которого, возможно, и не подозревал ранее.

Наша школа продуктивно реализует  идею  интеграции базового и дополнительного образования, ведется работа по созданию  системы дополнительного образования, обеспечивающей удовлетворение личностных потребностей подростков.  Дополнительное образование детей, как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения, позволяет удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности обучающихся. Поскольку в этой сфере образования отсутствует оценочная система, то у ребенка возникает возможность для реализации творческого потенциала без опасения быть низко оцененным. Образовательный процесс может быть выстроен так, чтобы каждый ребенок получил возможность развить свою творческую активность, реализуя при этом собственный личностный потенциал.

Развитие подростка как субъекта деятельности, в данном случае творческой, является важным условием снятия фрустраций, и, в дальнейшем, более успешной его социализации.

Факультативный курс «Роспись по дереву» преподается в нашей школе второй год. Усвоение обучающимися знаний о духовно-нравственных основах традиционной культуры навыков продолжения древних традиций народной культуры, способствует формированию социальной идентичности – осознания своего места в обществе и осознания себя как продолжения многовековой цепочки поколений. Приобщение подростков к обучению народным ремеслам предполагает решение проблемы культурной преемственности, профориентации, нравственного и эстетического развития средствами традиционного народного искусства.

В рамках факультатива мы изучаем и осваиваем народные росписи Русского Севера и Сибири. То есть те традиции, которые более близки нам исторически и географически. Для многих становится открытием что те предметы, на которые они раньше не обращали внимания, могут иметь такую высокую культурную и историческую ценность. Это учит детей более внимательно относиться к окружающему миру и находить красоту в обыденных вещах, что, в свою очередь, формирует более позитивный жизненный настрой.

В начале изучения народных росписей, при виде сложных произведений с замысловатыми орнаментами, выполненными с высоким уровнем мастерства, многие из обучающихся впадают в уныние. «У меня так никогда не получится», «я не умею рисовать» — традиционные фразы для начала занятий. На данном этапе важно показать подростку, что для достижения высоких результатов, необязательно сразу начинать со сложного. Как правило, наши воспитанники обладают низким уровнем ассертивности, то есть не умеют самостоятельно регулировать собственное поведение, находятся в зависимости от внешних влияний и оценок. Наша задача – научить их ставить адекватные своим возможностям цели и достигать их, преодолевая объективные и субъективные трудности.

Поэтому обучение ремеслу росписи по дереву мы начинаем с того, что …учимся держать карандаш. Факультатив «Роспись по дереву» ведется в 5-6 классах нашей школы. В этих классах обучаются в основном педагогически запущенные дети, не имеющие  учебных навыков и умений. Некоторые, попадая к нам, не умеют писать и читать. Поэтому умение рисовать для них является дополнительным способом развития мелкой моторики. Затем, изучая каждую тему, мы учимся выбирать для себя задания, адекватные собственным возможностям. По возрастающей идем постепенно. В результате обучающиеся видят, что те задания, которые ранее для них казались невыполнимыми, на самом деле являются вполне достижимыми. При условии целенаправленной деятельности и кропотливого методичного труда.

Итогом учебного года для нас стало участие в областной выставке художественного творчества, а также участие ученика 6 класса Артема В. в областной научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения», где в номинации «Православное искусство» он получил диплом второй степени. Темой доклада была символика народных росписей. В начале этого учебного года в научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» принял участие  учащийся Александр И. с работой, посвященной образному строю Забайкальской росписи. Подростки с изначально низким уровнем мотивации реализуют свой творческий потенциал через творческую деятельность, учатся созидать, а не разрушать.

Кроме факультативных занятий, воспитанники смогли почувствовать себя настоящими художниками, поучаствовав в общественно-полезном мероприятии. Весной мы совместно с учениками расписали одну из школьных стен. В качестве эскиза был выбран яркий сказочный город. Такой рисунок не вызывает агрессии, снимает напряжение, вызывает ассоциации с детством и положительные эмоции.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  учет возрастных, индивидуальных, личностных особенностей подростков и целевое воздействие на него  при активном включении в творческую деятельность способствует ресоциализации и социальной адаптации подростков.

Презентация — семинар

автор опубликовано в рубрике Педагогика | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

*