Твори, мечтай, воплощай

Территория тьютора

Память сорока мучеников Севастийских — сОроки

Март21

В 313 году византийский император Константин издал указ, согласно которому христианам даровалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Однако не все были с этим согласны. 

Его соправитель Ликий был убежденным язычником и стремился искоренить христианство на подвластных ему территориях. Готовясь к войне против Константина он решил очистить ряды своих войск от христиан. 

Около 320 года в армянском городе Севастии стояло римское войско. В его составе был отряд воинов-христиан родом из Каппадокии (территория современной Турции). Военначальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда их арестовали и назначили им испытание. Близ города Севастии находилось озеро, покрытое льдом. В полынью этого озера поместили раздетых воинов-христиан, а на берегу для соблазна Агрикола приказал топить баню. Для спасени яжизни нужно было отречься от Христа и тогда можно было войти в теплую баню и отогреться. 

Один из воинов не выдержал соблазна, вышел из озера и поспешил к бане, 

но на пороге упал мертвым. Через некотрое время тюремный сторож Аглай увидел как на мучеников с неба спускаются венцы. Потрясенный Аглай сбросил с себя одежды и  объявив себя христианином присоединился к мученикам. Так их вновь стало сорок. Мужественные воины-христиане держались стойко и не думали отрекаться от Христа. Тогда по приказу военначальника Агрикола им перебили голени и бросили в огонь, а обугленные кости после этого сбросили в реку. Христиане бережно собрали кости сорока мучеников севастийских и с почестями захоронили их.

Неслучайно этот праздник совпадает с периодом сугубой духовной брани для всех христиан. Ведь во время Великого Поста все мы — воины Христовы вооружаемся духовным оружием — постом и молитвой для борьбы против врага человечества и соблазнов мира сего. 

В народной традиции этот праздник называли Сороки. И с этим днем соединялись древние обряды встречи весны. Победа весны над зимой 

знаменовала собой обновление, победу жизни над смертью. На этот день из дрожжевого или пресного теста пекли булочки или печенья в виде птичек-жаворонков. И образ птицы также неслучаен. Ведь в христианской символике птица — это образ души христианской. Как птица по весне непременно стремится в родные края, так душа христианская несмотря на все соблазны стремится ко Христу. 

Со свежеиспеченными "жаворонками" дети влезали на деревья, на пригорки, на крыши и заборы и "закликали" весну — пели или проговаривали речитативом песенки-веснянки. После закличек "жаворонков" съедали, а головки оставляли до Егорьева дня (день памяти св. Георгия Победоносца — 6 мая). В этот день ими кормили скотину перед первм выгоном на пастбище.

У амурских и даурских казаков в этот день совершался праздник "казачьей Заступницы — Албазинской Божьей Матери". Повсеместно совершались совместные молитвы об упокоении всех казаков, "на службе убиенных".

Птичек можно сделать не только из теста, но и из ткани.

автор опубликовано в рубрике Творчество, Традиции | 6 комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

*