Дети и будущее

Территория жизни

Традиционные детские игры

Ноябрь23

 

Я уже писала о том, как нашим детям не хватает традиционных коллективных игр. Таких, в которых можно было бы тренировать ловкость, внимание, быстроту реакций. В которых дети могли бы сплотиться в единый коллектив и действовать сообща. Где можно было бы снять напряжение веселой шуткой или вместе посмеяться над какой-то нелепой ситуацией. Потому что работая в детских учреждениях я замечаю как дурно влияет на детей этот всеобщий дух соперничества. Они разучились смеяться над собой и каждый раз норовят обидиться на самую невинную шутку. Потому что современное общество культивирует индивидуализм, себялюбие. Вплоть до того, что учительница хвалит второклассницу, отказавшуюся дать по телефону домашнее задание своей заболевшей подруге. «Это же здоровая конкуренция!» — восклицает она. А мне как-то не по себе становится от подобной ситуации и со страхом думается о нашем будущем. Поэтому приведу здесь несколько старых добрых игр, в которые играли мы, наши родители и наши бабушки-дедушки. Да и наши дети играют в них с не меньшей охотой, когда узнают про них. Эти игры могут пригодиться для проведения дня рождения, летнего лагеря или просто на выезде за город.

Игра «Веревочка»

Играющие берутся за длинную веревочку, связанную концами, так что образуют круг. В середину его становится один из играющих и быстро оборачивается то в одну, то в другую сторону, стараясь ударить кого-нибудь по руке. Тогда тот занимает его место. Играющие не имеют права отнимать от веревки обе руки за раз, а только попеременно то одну, то другую. Стоящий посередине круга иногда может употребить хитрости – смотреть в другую сторону, как будто там хочет ударить кого-нибудь, а между тем быстро оборачивается и бьет по руке зазевавшегося товарища.

Игра «Веревочка-2»

На середине веревки завязывается узелок, а на концы прикрепляют по карандашу. Нужно намотать свою часть веревочки на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка – победитель. Играть в эту игру можно и с толстой ниткой.

Игра «Шифровка»

В эту игру любят играть мальчики, мечтающие стать разведчиками. JНо девочкам она тоже будет интересна. Нужно взять любое слово и «расшифровать» его. То есть нужно придумать предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее. К одному и тому же слову можно придумать несколько предложений на разные темы. Это можно делать на время, поделившись на команды.

Игра «На болоте»

Играть в нее можно в комнате, где достаточно места для движения. Два игрока должны пройти через «болото» по «кочкам» — листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Затем как можно быстрее переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. Кто первый пройдет через комнату и вернется назад, тот и победитель.

Игра «Слова-двойняшки»

Бывают дни, когда шумные игры не к месту. Когда ребенок болеет и заскучал, или, например, в дни Великого поста. Для таких дней подойдут игры логические или интеллектуальные. Например, в «слова-двойняшки» — игру, которую придумал автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл.

Нужно взять любое слово, существительное в начальной форме, от трех до пяти букв, и изменить в нем одну букву. Должно получиться новое слово (также существительное в начальной форме) с таким же количеством букв. Теперь нужно изменить букву во втором слове, должно получиться третье, и так далее. В итоге получается цепочка слов –

Банка-балка-палка-полка-порка-корка-ковка

Игра «С одной буквы»

Под диктовку ведущего игроки пишут в столбик:

Писатель

Поэт

Художник

Композитор

Певец

Город

Река

Цветок

Название литературного произведения

Стихотворная строка

После этого ведущий называет букву (предложим, «М»), и каждый игрок должен радом написать фамилию писателя, название города и т.п. Выигрывает тот, кто первый справится.

Игра «Золушка»

Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины – что окажется под рукой: 3-4 разных вида, не более. Надо разобрать все на одинаковые кучки – с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды – как штраф.

Игра «Берег-река»

Эта игра тренирует внимательность. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями – «река», а по краям – «берег». Все ребята стоят «на берегу». Ведущий подает команду «река», и все должны прыгнуть в реку. По команде «берег» все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Если кто-то по команде «берег» остался в воде, или во время команды  «река» оказался на «берегу», то он выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Игра «Невод»

Игра проход на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», то есть остальных игроков. Задача «рыб» — не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», то есть расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной «рыбкой».

Игра «Казаки-разбойники»

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. Игра начинается с того, что казаки находятся в своем доме и дают возможность разбойникам спрятаться (10-15 минут). Пока разбойники прячутся, они по ходу своего движения должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записи, где указывается место следующей отметки, следы могут быть и ложные для того, чтобы запутать казаков. Через 10-15 минут казаки начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. 

автор опубликовано в рубрике Традиции, Этнопедагогика | 1 комментарий »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

*