Дети и будущее

Территория жизни

Во что не играют наши дети

Ноябрь12

Современные дети совсем не умеют играть. То, что они называют игрой, в большинстве случаев оказывается примитивной манипуляцией предметом. Это могут быть машинки, куклы, мячики. Во что не играют наши дети так это в игры , где крайне редко в присутствует сюжет. А уж про коллективные игры и вообще все давно забыли. Дворовой футбол не в счет.

А ведь в народной традиции игра занимала очень важное место, ей отводилась не последняя роль в воспитании и обучении ребенка. Девочки шили кукол, учились выкраивать для них одежду по образцу настоящей, а потом разыгрывали с ними настоящие спектакли. Кукольное сватовство, кукольная свадьба — позволяли детям почувствовать свою причастность к миру взрослых, примерить на себя ту или иную социальную роль. И, естественно, это была отличная ненавязчивая тренировка памяти. Ну-ка, попробуй запомнить огромное количество свадебных песен! Это сейчас дети зубрят стихи из-под палки, а тогда ребятишки просто впитывали устный фольклор, который их окружал, для того, чтобы просто использовать его в своих играх, в своей жизни. Дети ощущали себя частью этого огромного мира, частью своей страны, частью семьи, рода. Сейчас эта нить прервалась. Когда это случилось и почему?

Наверное, начало этому все-таки было положено во времена революции, когда рушили "старый мир", а на обломках предполагалось построить нечто грандиозное и новое. Но мозаика не прочнее монолита. А вековые устои были нарушены. В 30-е годы люди старались забыть о своих корнях, открещивались от родственников, которые жили заграницей или сидели в лагерях. О прошлом было можно говорить только плохое. Но даже несмотря на это детский фольклор сохранил многое из векового наследия. Это и считалки, и уличные игры, и песенки-прибаутки, и дразнилки. Даже после Великой Отечественной войны дети играли на улицах и все равно передавали из поколения в поколение эти традиции.  Взрослые были заняты на восстановлении огромной страны, а дети в свободное время были предоставлены сами себе и продолжали играть со своим скудным игрушечным арсеналом. Еще дети 70-х годов играли во дворах в "бояр", "калечину-малечину", "вышибалу", "шелыгу". А вот перестройка и последовавшие за ней мрачные 90-е года напрочь пресекли эту традицию. Почему?

Да потому, что стало просто страшно выпускать детей на улицу. Потому, что приоритетами в воспитании стали не коллективизм и взаимопомощь, а индивидуализм и себялюбие. "Ты этого достоин", "получи удовольствие", "оттянись" — эти лозунги и по сию пору мы видим на каждом столбе и в каждом телевизоре. Какие уж тут коллективные игры, воспитательные цели! Обучающие моменты дети воспринимают как насилие над своей "свободой". Главной целью для низ стало получение того самого "удовольствия". Дети разучились играть самостоятельно, их с пеленок приучают к тому, что ими кто-то должен управлять, кто-то должен организовывать для них все условия для получения того самого "удовольствия". Им все вокруг должны, ведь они "этого достойны". Конечно, это касается не всех поголовно, но, на мой взгляд, большей части наших детей. Даже игрушки современные направлены на воспитание в детях таких качеств как тщеславие, гордыня, индивидуализм, стяжательство.

Чему научит кукла Барби? Тому, что нужно постоянно менять одежду, покупая ее в магазине, следить за новыми коллекциями, покупать дорогую косметику и бижутерию. А трансформеры? Они научат быть "хамелеонами", быстро трансформироваться под окружающую обстановку. Добрый герой традиционного фольклора он всегда узнаваем. Современные персонажи учат, что злой и страшный на самом деле есть хороший. Тем самым дезориентируя ребенка. Теперь у него нет четких понятий "добра" и "зла". Крыса на кухне — это хорошо? Зря морщите нос. Французский мультик "Рататуй" доказал, что это здорово и весело. Людоед — это злой персонаж? Вовсе нет! "Шрек" нас в шрекэтом убеждает. Одну из серий этого популярного мультфильма даже умудрились озаглавить цитатой из молитвы Господней — "да приидет царствие его". То есть создатели мультфильма честно признались, что ожидают пришествия людоеда и даже призывают его. Такой вот кувырок с ног на голову. Как тут не вспомнить девиз масонов "наша правда — это ложь, а наша ложь — это правда". Что уж тут говорить про детей, когда каждый день со всех сторон нас пытаются убедить в том, что педерасты — это хорошо, а педофилы — просто добрые люди.

Как сохранить душу ребенка в этом сумасшедшем мире? Да так, как говорил классик отечественного рока БГ: "чтобы стоять, я должен держаться корней". Только зная, где и в чем наши корни, мы сможем не перевернуться с ног на голову и остаться самими собой. И я вижу, что тенденция возврата к традиции, к истокам существует. Неслучайно именно в конце ХХ века оформилось как научное течение этнопедагогика.  Появляются этнокультурные центры, этноколлективы, которые работают с настоящими фольклорными материалами, а не с эстрадной  "айтудрицей", проводятся фестивали, праздники, конкурсы. Это движение, может, и не имеет глобальных масштабов, но тем оно и ценнее. В нем меньше формализма, пустословия, "клюквы".  И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок знал свои корни, начните изучать их прямо сейчас. Потом уже может быть поздно.

автор опубликовано в рубрике Игры, Этнопедагогика | Нет комментариев »    

Адрес никому не виден

Например:

Ваш комментарий

*